Школьная служба примирения

Официальный сайт

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение - основная общеобразовательная

школа № 14

Школьная служба примирения

 

 


 

 


 

 


 

 

Школьная жизнь – это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно разные уровни взаимодействия большого количества людей: родителей, педагогов, учащихся.

В ходе этих отношений не редко возникают конфликтные ситуации.

Школьная служба примирения предназначена для того, чтобы создать условия, где две конфликтующие стороны смогли бы снова понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем.

Задача Школьной службы примирения – сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Восстановительный подход к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Школьная служба примирения готова помочь всем участникам образовательных отношений, поскольку конфликт может возникнуть не только между учащимися, но и между учеником и учителем, между учителем и родителями, и даже между учителями.

Школьная служба примирения это:

Разрешение конфликтов силами самой школы.

Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.

Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в школьную службу примирения.

После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

В случае добровольного согласия сторон, ведущий программы проводит примирительную встречу, на которой обсуждается следующие  вопросы:

каковы последствия ситуации для обеих сторон;

каким образом разрешить ситуацию;

как сделать, чтобы этого не повторилось.

На встрече   выполняются следующие правила:

Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.

На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.

Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Деятельность Школьной службы примирения осуществляется на основе:

Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»

 


 

 

Профилактика,

конструктивное решение конфликтов

в образовательном учреждении 

Конфликт-это процесс резкого обострения или борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Для возникновения конфликта необходимо наличие ряда факторов: проблемы, конфликтной ситуации ,участников конфликта.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные.

Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

борьба за авторитет

соперничество

обман, сплетни

оскорбления

обиды

враждебность к любимым ученикам учителя

личная неприязнь к человеку

симпатия без взаимности

борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме, без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

разные представления сторон о средствах воспитания

недовольство родителя методами обучения педагога

личная неприязнь

мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

отсутствие единства в требованиях учителей

чрезмерное количество требований к ученику

непостоянство требований учителя

невыполнение требований самим учителем

ученик считает себя недооцененным 

учитель не может примириться с недостатками ученика

личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка. При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер. Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытаясь демонстрировать что-то свое, оригинальное.

В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется.

Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.

Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.

Второй момент — анализ ситуации без превратности.

Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.

Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.

Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Шаги по конструктивному разрешению конфликтной ситуации.

Оценка ситуации.

Не допускайте. Чтобы противостояние ребенка и учителя затянулось. Вот несколько признаков, по которым уже на ранней стадии можно определить, что у ребенка сложились напряженные отношения с учителем;

школьник пренебрегает учебой, или каким- то одним предметом: отказывается выполнять домашние задания, портит учебник, ведет тетрадь неряшливее, чем обычно;

ребенок рисует на учителя карикатуры, пренебрежительно или агрессивно отзывается о нем, раздражается, когда задаются вопросы о его уроках.
2. Беседа с ребенком.

Чтобы понять причины конфликта, оценить его остроту и принять какие- либо меры, необходимо выяснить точки зрения противоборствующих сторон. Надо быть готовым к тому, что две эти версии могут сильно отличаться друг от друга.

Главная цель разговора с ребенком - дать ему возможность выразить свои негативные эмоции. Только после этого дети могут принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы. В ходе беседы необходимо обратить внимание на несколько важных моментов:

когда ребенок будет рассказывать об отношениях с учителем, он может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова и обидные прозвища учителя. Не прерывайте эту пламенную речь;

после того, как ребенок выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, необходимо предложить школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т.д.

в ходе беседы ребенку необходимо продемонстрировать свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес учителя. Наша задача убедить- убедить школьника в том, что ни у него, ни у учителя нет стремления, причинить зло противнику. Просто им трудно понять друг друга.

в конце разговора можно разработать совместный план действий. Прекрасно, если предложения будут исходить от ребенка. Допустим, он может пообещать воздерживаться от тех действий, которые раздражают педагога, более старательно готовить домашние задания и т.д. В то же время родители также должны быть активными участниками в данной ситуации. Необходимо постараться убедить ребенка в необходимости разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали. 

3. Разговор с учителем.

Беседуя с педагогом, необходимо следить за тем, чтобы разговор строился на основании конкретных фактов, а не его личных впечатлений. При разговоре не надо стесняться уточнять и переспрашивать, почему учитель делает именно такие выводы насчет поведения школьника.

Учитывать необходимо не только особенности действий ребенка, но и отношения в классе, стиль преподавания учителя. В данной ситуации не надо заискивать перед преподавателем, не преувеличивать вину своего ребенка, чтобы снизить накал страстей. Не бояться, что учитель «испортит жизнь» ребенку.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в школе и способы решения этих конфликтных ситуаций: конфликт на уроках, с кем сидеть, озорство на уроках, "трудные" в классе, лидерство девочек.

Конфликт на уроке.

Некоторые ученики класса на протяжении всего учебного года пытаются срывать уроки учителям. В этом классе роль лидеров выполняют ряд девочек, которые подчинили себе остальную половину класса и многие одноклассники не могут им противостоять. Они нахальны и грубы. Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме разговора, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников. Проявляя свои лидерские качества в школе, они очень сильно боятся своих родителей. Они хотят, чтобы их уважали, не давая ничего взамен.

Многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневники.

Выход из сложившей ситуации может быть следующим. Провести индивидуальные беседы с родителями данных учащихся, работа психолога в данном коллективе просто необходима, координация действий учащихся, вовлечение их в плодотворную работу школы. Основное и главное не позволять "панибратства" с их стороны, держать их на "расстоянии", учителю необходимо лояльно и терпеливо относиться к данной ситуации не срываясь на крик и не пуская ситуацию на самотек. Ведь здесь помимо их основных качеств личности влияют так же особенности их возраста, выйдя из переходного возраста, они не могут проявить себя как более взрослые люди в силу своих психологических особенностей.

"Трудные" в классе.

Этот конфликт произошел в классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, не имеющий по поведению и обучению успешного положения, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят более успешных в обучении, но не входящих в " авторитетную группу". Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, физические действия, мальчик подвергался преследованиям, его поджидали после школы, где он подвергался избиению, было моральное унижение. Хотя для немногих школ, это может быть нормальное явление, как средство самореализации и самовыражения подростка. Ситуация была взята под контроль, как родителями обиженных детей, так и классным руководителем и психологами.

В этой ситуации необходима помощь психолога для мальчика который проявлял некорректные действия по отношению к своим одноклассникам, ситуация должна быть взята под контроль, если не будет рассмотрена данная ситуация, это может плохо сказаться на отношении ребят. А так же беседа классного руководителя с родителями этих детей, должна быть проведена беседа с учащимися класса о нецелесообразности данной ситуации.

"Субкультура".

Это началось в классе, когда три подружки, увлекаясь музыкальными направлениями, решили примерить на себя образ субкультуры "Эмо". Выражалось это следующим образом, ужасная подводка на детских глазах, неприбранные волосы, одежда в этом стиле. Такой внешний вид немного шокировал учителей, их просили сменить внешний вид, но девочки настаивали на своем продолжая посещать уроки в таком виде. В классе они держались длительное время обособленно. Ученики, которые длительное время с ними общались, до их перевоплощения, перестали с ними разговаривать, их преследовали, дразнили. Девочки перестали учиться.

Родители не могли понять, что происходит с детьми. Проводились неоднократные беседы с одноклассниками, с целью погашения конфликтной ситуации, работа психолога, как с классом, так и с отдельными представителями дала результат. Конфликтная ситуация была взята под контроль родителями этих детей, а так же администрацией и классным руководителем. Прошло длительное время. На данный момент девочки остаются приверженцами этого движения, но ребята уже приняли своих одноклассниц в "измененном" виде, общение ребят продолжается. В таких ситуациях не нужно преследовать ребенка упрекать его в принадлежности, к какой - то культуре, это форма поиска себя, как личности. Главное это понять родителям и учителям и умело координировать действия своих детей. Если их преследовать и заставлять делать, то, что хотят взрослые, можно только сломать ребенка, и ничего хорошего в этом нет.

Лидерство.

Однажды в классе, нужно было выбрать командира класса. На классном собрании одна девочка предложила свою кандидатуру, весь класс согласился, по принципу, "хоть кто только не я". Но прошло какое - то время, девочка не может справиться с возложенными на себя обязанностями, по ряду объективных причин. Тогда классный руководитель предложила собраться еще раз и переизбрать командира класса. На собрании ребята предложили кандидатуру мальчика, на что тот ответил: "Если вы меня выберете, то пожалеете". Но все - таки командиром класса, этот мальчик остался. Так как у мальчика были скрытые лидерские качества, то в дальнейшем они проявились на одном из мероприятий.

У этого командира класса возникло не восприятие своего коллектива, он ничего не хотел делать, надеясь, что его сменит кто - то другой. Но этого не произошло. Когда в очередной раз кл. руководитель спросил у командира почему была не выполнена, та или иная работа в классе. Ученик ответил " А я и не просился в командиры. Ненужно было меня избирать", при этом он хлопнул по столу. Учитель выгнала ученика из класса. Прошло какое - то время отношения между учителем и учеником были налажены.

В этой ситуации необходимо разобраться, что повлекло к таким действиям со стороны ученика, почему он так поступил. Эту ситуацию нужно разбирать непосредственно с этим учеником не прибегая к помощи посторонних лиц. Важно, чтобы и учитель и ученик поняли, почему произошел этот конфликт, кто был прав, а кто виноват.

Анализ педагогических ситуаций.

Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);

Что предшествовало возникновению ситуации;

Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;

Ситуация глазами ученика и учителя;

Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);

Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);

Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика,

Выборы средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
Неправильно считать трудности в решении конфликтов специфическими для последних лет работы школы. Они всегда были и будут в педагогической работе учителя.

Нельзя забывать, что за возникновение, ход и результат конфликта отвечает педагог - как человек, профессионально занимающийся воспитанием детей. 


Если у ребенка конфликт с учителем…

(памятка родителям)

1. Поговорить с ребенком о причинах. Если понимаете, что ребенок в состоянии справиться сам, спросить, хочет ли он, чтобы Вы сходили в школу.

2. Если да, прийти в школу и поговорить с учителем о проблеме и её причинах, путях выхода, чтобы ситуация не продолжалась (не о личности учителя и Вашего ребенка)

3. Если не нашли понимания или решения нет (оно Вас не устраивает) можно обратиться в службу медиации (к медиатору) или директору.

4. Обсудить с ребенком приемлимые для него варианты разрешения конфликта (разговор с учителем, изменение собственного поведения, не приспособление и терпение насколько сил хватит, а устранение причины, вызвавшей конфликт, в этом очень поможет обращение в службу медиации, причем быстро и конфиденциально)

5. Научить ребенка правильно вести себя в сложных ситуациях общения со взрослыми (обсудить, что усугубляет конфликт, а что -решает, сказать, что взрослые тоже могут ошибаться, что конфронтация – не выход). Напомнить, что обращение к медиатору – самый простой путь быстрого решения всех конфликтов, без негатива в будущем.

6. Научить ребенка правильно реагировать на конфликтные ситуации (решать проблему и устранять причину, а не «воевать» и пытаться победить любой ценой).

7. Дать ребенку понять, что Вы его поддержите и поможете ему в любой ситуации.


 

Памятка родителям «Если ребенка обижают в школе»

А. Если Вы догадываетесь, а ребенок отрицает, подойдите к классному руководителю, поделитесь сомнениями. Учитель понаблюдает, вместе решите как быть или Ваши сомнения развеются. 

Б. Если ребенок сам Вам об этом сказал и сомнений нет:

1. Поддержите ребенка, скажите, что Вы всегда на его стороне и он может на вас рассчитывать. Выясните у ребенка, в чем причина, знает ли он обидчиков.

2. Определите, стоит ли идти в школу. Все зависит от степени ущерба, который наносят обидчики ребенку и того, как чувствует себя ребенок. (Если избиение, кража то прийти в школу нужно), а  если вы видите, что ваш ребенок может защитить себя сам, то помогите ему, но не делайте этого вместо него.

3. Если обидчик(и) известны, подскажите ребенку обратиться к  медиатору или сделайте это за ребенка сами. Медиатор поможет организовать встречу и решить, как быть дальше, чтобы подобное не повторялось.

4. Научите ребенка не показывать своего огорчения или страха обидчикам, расскажите, что самым правильным будет игнорировать выпады обидчиков (если они словесные), а дома дайте возможность выплеснуть эмоции и поддержите ребенка. 

5. Сделайте все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка (любые занятия, в которых ребенок будет успешным). 

6. Не высмеивайте ребенка за слабость,  страх, слезы – покажите, что его чувства для вас важны.  

7 .Помните, что в любой ситуации, когда обидчик(и) известны, для ребенка   важнее всего уверенность, что ситуация прекратилась и НЕ повторится. Достичь этого быстро можно обратившись к медиатору. 

8. Вы всегда можете обратиться со всеми проблемами  к администрации нашей школы. Совместно мы найдем выход.  

 


 

 

Федеральные законы

 

Нормативные акты

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения